glavnaya

 Ярмошевич Лариса Владимировна

В 2011 году я окончила Киевский педагогический университет имени М.П. Драгоманова по специальности дефектология, квалификация – логопед.

Общий педагогический стаж 20 лет. Работаю в МБОУ «Нижнегорская школа-гимназия» по специальности учитель-логопед 10 лет.

План работы ПМПК 2016/2017

Годовой план работы учителя-логопеда на 2016/2017 уч.г.

Письмо Министерства образования РФ “Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного уреждения”

Сотрудничество учителя-логопеда с учителями начальных классов

Рекомендации учителя-логопеда родителям детей с речевыми нарушениями

Еще мои статьи:

Практико – ориентированный семинар

Моё эссе как учителя-логопеда

«…Развитие речи перестраивает мышление,
переводит его в новые формы.»
Л.С. Выготский

С самого раннего детства жизнь человека связана с языком. Ребенку нет еще года, а он прислушивается к звукам речи, и начинает понимать и осваивать родной язык.

В дошкольный период происходит становление речи и ее формирование (хотя, конечно, совершенствоваться она будет и в дальнейшем), ребенок учиться отчетливо и грамматически правильно произносить слова и фразы, накапливает словарный запас. К.А. Аксаков писал: «Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира». Воссоздание это идет всю жизнь, но особенно интенсивно в дошкольном и младшем школьном возрасте. И очень важно помочь ребенку как можно успешнее овладеть прекрасным даром.

Своевременное и правильное речевое развитие — необходимое условие формирования личности ребенка. Благодаря речи ребенок познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах и явлениях, овладевает нормами общественного поведения.
Сравнивая статистические данных разных лет, к сожалению, отчетливо просматривается рост речевых патологий. Проблема нарушения речи у детей остаётся одной из самых актуальных проблем в современной педагогике.

DSC_0428

Устная речь детей данной категории содержит негрубые нарушения, как произношения, так и грамматического строя речи. Письменная речь характеризуется типичными ошибками, вызванных несформированностью фонематического слуха, недоразвитием навыков звукового анализа, недостатками развития лексико-грамматической стороны.

Все это значительно увеличивает рост учащихся с различными трудностями обучения. Затруднения в учебе часто являются причиной школьной дезадаптации, снижения учебной мотивации, возникновения в связи с этим отклонения в поведении.
В ходе работы логопед сталкивается с тем, что дети испытывают трудности при выполнении даже несложных речевых упражнений, плохо усваивают учебную лексику; познавательные интересы, самоконтроль у них на низком уровне

Логопеду необходимо найти «место» каждому ребенку вне зависимости от его индивидуальных психофизических особенностей и склонностей. Он должен быстро и гибко реагировать на стремительно меняющуюся ситуацию, уметь спланировать учебный материал для каждого ученика, проанализировать результаты, продумать перспективные задачи развития ученика.

Одним из эффективных условий коррекционной работы является создание условий, вызывающих положительные эмоции, безразличие полностью исключается, необходима личная включённость ребёнка в работу. Переживание маленьких успехов в учёбе, удовольствие от хорошо проделанной работы, достаточно быстрое достижение изменений в учении личностно включает ребёнка в занятия, что является основным условием успеха. Занятие может начаться с нового вопроса, связь которого с прежним опытом дети осознают самостоятельно или с постепенным нарастанием меры помощи со стороны логопеда.

Также занятие может развертываться в виде постоянного углубления. Главное – естественный процесс развёртывания познания – с его ошибками, эмоциями удовольствия, радости, огорчения, преодоления инертности и лени.


Рекомендации учителя-логопеда родителям детей с речевыми нарушениями

Общие рекомендации:

Покажите ребенка детскому психиатру, невропатологу, учителю-логопеду.

Систематически и аккуратно выполняйте с ним домашнее задание.

Занимайтесь ежедневно или через день в доброжелательной, игровой форме.

Соблюдайте точность и поэтапность выполнения заданий.

Постепенно усложняйте требования к речи ребенка.

Вводите поставленные звуки и закрепленные звуки в обиходную речь, вырабатывая у ребенка навык самоконтроля.

Учите наблюдать, слушать, рассуждать, четко и ясно выражать свои мысли.

Воспитывайте усидчивость, самостоятельность.

Помните, сроки преодоления речевых нарушений зависят от степени сложности дефекта, от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, регулярности занятий, заинтересованности и участия родителей в коррекционной работе.

Не фиксируйте внимание ребенка на том, что у него не получается, лучше подбодрите его.

Запаситесь терпением, не ждите быстрых результатов и обязательно доведите курс коррекции произношения у ребенка до конца. Знайте, что плохую речь нельзя исправить за одно и даже за несколько занятий. Для этого потребуется время и совместные усилия логопеда, ребенка и родителей.

DSC_0436

Помните, что по мере взросления привычка говорить неправильно у ребенка закрепляется и хуже поддается коррекции.

Исправление звуков проводится поэтапно:

1-й этап – подготовительный (специальные упражнения для губ, языка, голоса, дыхания и др.);

2-й этап – постановка (вызывание звуков по подражанию или при помощи специальных приемов);

3-й этап – автоматизация (закрепление звука в слогах, словах, предложениях);

4-й этап – дифференциация (в случаях замены одного звука другим).

Подготовительный этап и этап закрепления нового звука у многих детей протекает медленно и требует длительной тренировки.

Чтобы добиться правильного положения губ, языка, быстрого, свободного, четкого произношения звука в речи, нужно много упражняться. Потренируйтесь, пожалуйста, дома!

Если звук еще не произносится, выполняйте артикуляционную гимнастику.

Если звук поставлен, закрепляйте его: называйте картинки, определите место звука в слове (начало, середина, конец слова), составьте с данными словами предложения, выучите с ребенком речевой материал, записанный в тетради, обязательно следите за поставленными звуками в повседневной речи.

Не забывайте выполнять все рекомендации учителя-логопеда 

Желаю успехов в обучении вашего ребенка правильной речи!


Упражнения по развитию мелкой моторики

Для того чтобы хорошо соображать, быстро писать, необходимо подготовить руку к письму. Многие домашние дела являются отличными упражнениями по развития мелкой моторики. Попробуйте!

motor1

Тренировка ручной ловкости способствует развитию таких необходимых умений и качеств как подготовка руки к письму, развитие пространственного мышления, понятия относительности (больше – меньше, короче – длиннее и т.д.), художественного восприятия, глазомера, обучение коммуникативным навыкам, внимательности, усидчивости и многое  другое.

Главное в занятиях такого рода – точно подобрать уровень сложности заданий под конкретный возраст. Слишком простые, как и слишком трудные задания не вызывают у детей интереса. По мере усвоения программного материала игру можно усложнять, увеличив количество предметов или ускорив темп.

Многие домашние дела являются отличными упражнениями по развития мелкой моторики, например:

• перемотка ниток;
• завязывание и развязывание узелков;
• уход за срезанными и живыми цветами;
• чистка металла;
• переливание воды, мытье посуды, стирка на руках;
• собирание разрезных картинок;
• перемешивание руками теста.

– застёгивание и расстегивание пуговиц (специальный набор для занятий можно купить в магазине);
– всевозможные шнуровки;
– нанизывание колец на тесьму;
– перебирание круп, зёрен (к примеру, фасоль отделить от гороха).

Очень многие традиционные игры являются прекрасным тренажером для развития пальчиков конструкторы, поделки из пластилина, глины, рисование, вырезание, шитье, игры с бисером и другие.

Вот несколько веселых игр, которые работают на развитие мелкой моторики и очень радуют детей и взрослых.

Игры с мелкими предметами 

“Кто запомнит?” 

Оборудование: коробочка с цветными палочками разной величины, образцы, нарисованные на таблицах.
Содержание: взрослый показывает ребенку образец 5-10 сек. Ребенок должен внимательно его рассмотреть и запомнить, в каком порядке размещены палочки. Взрослый убирает таблицу, и ребенок самостоятельно выкладывает из палочек рисунок, который он только что видел.

Игры с бумагой. 

Работа с бумагой очень значима для ребенка. Нужно учить его складывать и разворачивать, скатывать, скручивать, перелистывать, мять. Можно обводить наперегонки квадратики или кружочки, или нарисовать самый запутанный лабиринт. Сейчас в продаже есть много разных трафаретов всевозможных геометрических фигур, животных. Контуры рисунка можно выложить бисером или пуговичками.
Еще одна игра для самых маленьких: нарвите вместе с малышом в ящик бумагу и спрячьте маленькую игрушку. Ее нужно будет найти на ощупь.

Игры с пальчиками. 

Выполняя эти упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики, готовит руку к письму и рисованию. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

«Гребешок» 

Пальцы сцепить в замок. Концы пальцев правой руки нажимают на верхнюю часть тыльной стороны ладони левой руки, прогибая ее так, что пальцы левой руки встают, как петушиный гребень. Затем на тыльную сторону правой руки нажимают пальцы левой — и в петушиный гребешок превращаются пальцы правой руки.

«Кошка выпускает коготки» 

Поджать подушечки пальцев к верхней части ладони. Затем быстро выпрямить и растопырить пальцы.

«Быстрое вращение» 

Сцепить пальцы рук в замок (не сцеплены только большие пальцы). Большими пальцами делать вращательные движения друг вокруг друга, все быстрее и быстрее.

«Колечки» 

Кончик мизинца положить на кончик большого пальца – это маленькое колечко. Затем новое колечко: соприкасаются кончики безымянного и большого пальцев; среднего и большого и, наконец, указательного и большого — это большое колечко.
Всё повторить на другой руке.

«Солнце, заборчик, камешки» 

Руки поднять вверх, пальцы обеих рук выпрямлены и широко разведены – это «солнышко».

Затем плотно прижать пальцы друг к другу и выпрямить – это «заборчик». Обе руки сжать в кулаки — это «камешки».

По вашей команде: «Солнышко», «Заборчик», «Камешки» – ребенок показывает пальчиками: «солнышко» с растопыренными пальчиками, «заборчик» с прямыми пальчиками или «камешки» – кулачки. Сначала это упражнение выполняется в медленном темпе, затем все быстрее и быстрее. Чтобы выполнить это задание, ребенок должен быть чрезвычайно внимательным.

По мере освоения ребенком упражнения вносите более сложные элементы: изменяйте последовательность, скорость произнесения слов-команд.

Листик в клеточку

Полезно ребёнку учиться пользоваться листочком в клеточку, ведь в 1-ом классе на уроках математике ему придётся работать в тетради. Там надо будет не только выводить красивые буквы, писать узоры, но уметь работать по образцу, который нарисует учитель.

Задание№ 1. «Нарисуй по образцу»

motor2

Очень полезно для детей рисование по точкам— дети учатся правильно держать в руках карандаш и правильно направлять его, соединяя точки.

Задание № 2. «Рисование по точкам» 

Упражнение включает 6 задач, каждая из которых помещается на отдельном листе специальной книжечки, выдаваемой испытуемому.

Образцами в задачах № 1 и 5 служат неправильные треугольники, в задаче № 2 – неправильная трапеция, в задаче № 3 – ромб, в задаче № 4 – квадрат и в задаче № 6 – четырехлучевая звезда:

motor3

Задание № 3. «Лабиринты» 

Развиваем моторные навыки, внимание и пространственные представления.

motor4


Логопедическое занятие для учащихся 2-го класса          

Тема: « Дифференциация слов- предметов, признаков, действий».

Цель: Закрепить умение детей различать слова, обозначающие название, действие и признак предмета, правильно ставить  вопросы к этим словам. Развитие фонематического восприятия и слуха, общей и мелкой моторики, зрительного внимания и памяти, логического мышления.  Активизация словаря. Закрепление навыка звуко-слогового анализа и синтеза слов.

Лексическая тема: «Весна».

Оборудование: демонстрационный материал; раздаточный материал; цветные карандаши.

Планы занятия:

1– Организационный момент.

2-Интеллектуальная разминка, уточнение пространственно-временных представлений.

3-Введение в тему занятия.

4-Оснавная часть.

– Работа со словами, обозначающими названия предметов.

– Работа по сюжетной картинке.

– Игра «Будь внимательным».

– Работа со словами обозначающими действие предмета.

– Загадка.

– Составление предложений.

– Физминутка.

– Работа со словами обозначающими признак предмета.

– Стихотворение о весне.

– Игра «Противоположные слова».

– Игра «Подбери по смыслу».

5-Подведение итогов.

DSC05132

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Ребята, недавно я повстречала Бабу Ягу. Она так изменилась, стала добрая и даже решила издавать газету для лесных обитателей. Только как подбирать слова и составлять предложения она не знает. Вот и решила она обратиться к нам за помощью.

– Поможем Бабе Яге?

«Хитрые вопросы» Чтобы ответить на них нужно подумать.

-начало дня? (Утро).

-из чего видно, что делается на улице? (Окно).

-чего больше – весенних или зимних месяцев? (Их кол.-во одинаково).

-чего больше весенних месяцев или весенних дней? (Дней).

-где можно увидеть себя? (Зеркало, вода, фото).

-у птицы это крыло, а у человека? (Руки).

-у конфеты фантик, а у человека? (Одежда).

-у машины мотор, а у человека? (Сердце).

2-Сообщение темы урока. Сегодня на занятии мы будем различать слова, которые обозначают названия предметов, их действия и признаки.

3-Основная часть.

  • Прослушайте слова, скажите, что они обозначают?

Мяч, стол, крот, машина,кукла,собака,мел,шапка.

(все эти слова обозначают названия предметов).

-какой вопрос мы ставим, когда хотим узнать название предмета? (Кто? Что?).

-о каких предметах мы спрашиваем кто это? (о живых).

-о каких предметах мы спрашиваем Что это? (о неживых).

2- Возьмите карточки с вопросами Кто? Что?, прослушайте разные слова, услышав среди них название предмета, поднимите нужную карточку с вопросами Кто? или Что?

Мак, тетрадь, спит, книга, соленый, поет, конфета, птица, кислый, лиса, рисует, дети.

3-Поиграем в игру «Будь внимательным». Я называю слово предмет, вы определяете в этом слове последний звук и придумываете на этот звук своё слово предмет.

Рак, калина, арбуз, зонт, тигр, рыба, альбом………

4-Задание на карточках, работа в тетрадях.

5-Отгадайте загадку: Рано встает, громко поёт, солнце встречает, нас поднимает.

(Петух).

-Что делает петух (встает, поёт, встречает, поднимает).

Что обозначают эти слова? (действие предмета).

– какой вопрос мы задаем, когда хотим узнать о действии предмета? (Что делает?).

Приведите примеры.

     6-  Задание. Возьмите карточки с вопросами, Прослушайте слова и покажите

карточку с правильным вопросом.

Слова: бежит, бегут, рисуют, рисует, поёт, поют, дует, дуют, молчит, молчат.

7-Задание в тетрадях. Продолжи сам.

Льёт – …                      Пьёт – …                     Читают – …

Моют – …                    Играют – …

Роют -…                      Спит – …

   8-   Назовите действия, которые могут совершить следующие предметы (логопед

показывает картинки).

(Кто?) жук (Что делает?) летит, ползет, жужжит.

(Что?) цветок (Что делает?) растет, цветет, пахнет.

(Кто?) повар (Что делает?) варит, печет, готовит.

(Кто?) учитель (Что делает?) учит, хвалит, объясняет.

(Кто?) дети (Что делают?) играют, смеются, бегают.

(Что?) машина (Что делает?) едет, сигналит, возит.

DSC05135

Физминутка «Рыбки». Упражнения для глаз.

Загадка. Тает снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это бывает? (Весной).

    9-  Работа с иллюстрациями и ученики отвечают на вопросы.

Весной солнце (Что делает?)  греет, припекает, ласкает.

Весной сосульки под солнцем – (тают, капают).

Весной сугробы от солнечного тепла – (оседают, тают).

Весной на деревьях почки – (набухают, лопаются).

Весной ручьи – (бегут, журчат, звенят).

Весной птицы гнёзда – (вьют, строят, делают).

Весной лед на реке – (тает, ломается, плывет).

Весной первые цветы – (появляются, расцветают).

Весной травка – (пробивается, растет, зеленеет).

vesna2

10-Работа со словами обозначающими признак предмета.

Прослушать стихотворение Алексея Толстого о весне.

– Какие слова употребляет автор для описания предметов и явлений  природы?

11-Игра «Противоположные слова».

Я буду называть вам слово-признак, а вы будете  придумывать противоположное

ему слово.

       Например: тихая – громкая.

Печальная, горячий, белое, грязный, трусливый, мягкий, слабое, широкий, старый,

скучная.

Задание «Подбери по смыслу». К словам действиям подобрать слова признаки и

предмет и подчеркнуть условными линиями.

Сияет          яркая             звезда

Танцуют     веселые         дети

Прыгают    маленькие     дети

Помогает   добрая           внучка

Клюет        желтый          цыпленок

Плачет       маленькая     девочка

Выполнить звуко-слоговой анализ  слова «весна».

vesna1

 

      12- Итог занятия: С какими словами мы сегодня работали? Что понравилось?  Что

было трудным? О каком времени года мы сегодня говорили? Оценка работы

каждого обучающегося.

Учитель-логопед Ярмошевич Л.В.

Результаты независимой оценки качества образования
http://bus.gov.ru/pub/info-card/389325?activeTab=3
Наш старый сайт находится по адресу:
http://nizhnegorsk-sg3.krimedu.ru
Государственная итоговая аттестация

ГКУ «Центр оценки и мониторинга качества образования»
http://ege-crimea.ru, телефон «горячей» линии (3652)600-971 – сайт информационной поддержки по вопросам организации и проведения ГИА в Республике Крым.
Их группа в социальной сети ВКонтакте vk.com/egecrimearu

Антинаркотическая служба

Региональное управление ФСКН (Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков) по Республике Крым.

Телефон доверия: (3652) 51-82-88.
Дежурный (круглосуточно): тел. (3652) 51-82-88, моб. +7-978-901-53-45.
Единый антинаркотический телефон: 8-800-345-67-89.
Официальный сайт: http://82.fskn.ru
e-mail: info@82.fskn.gov.ru

ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях
https://bus.gov.ru/pub/info-card/389325 - оставьте свое мнение о нас