glavnaya

 Ярмошевич Лариса Владимировна

В 2011 году я окончила Киевский педагогический университет имени М.П. Драгоманова по специальности дефектология, квалификация – логопед.

Общий педагогический стаж 20 лет. Работаю в МБОУ «Нижнегорская школа-гимназия» по специальности учитель-логопед 10 лет.

 

 

 

Визитка учителя-логопеда Ярмошевич Ларисы Владимировны

 

Консультация для родителей по теме   :«Особенности речевого слуха детей с ОНР » в 2020-2021 уч. году

При восприятии речи ребенок сталкивается с многообразием звучания в ее потоке. Он слышит множество вариантов звуков, которые сливаются в слоговые последовательности, образуют непрерывные акустические компоненты. Ему нужно извлечь из них фонему, при этом отвлекся от всех вариантов звучания одной и той же фонемы, и опознать ее по тем постоянным различительным признакам, по которым одна противопоставлена другой. Если ребенок не научается это делать, он не сможет отличить одно слово от другого и не сможет узнать его как тождественное.

Одной из причин неправильного произношения звуков является несформированный речевой слух. А характерной особенностью детей с общим недоразвитием речи является нарушение речевого слуха.

Поэтому данная категория детей :

– не  отличает один звук от другого;

-не отличает правильное произношение от дефектного ;

– не выделяет заданный звук из ряда других звуков, слогов, слов;

– не подбирает слова на заданный звук;

-не может подобрать картинку (картинки ) на заданный звук;

– не определяет позицию звука в слове .

Очень часто  процесс автоматизации звуков затрудняется тем ,что хотя  ребенок уже говорит правильно и чисто поставленный звук, но не дифференцирует  правильное и дефектное произношение ,поэтому в самостоятельной речи без контроля взрослого не произносить правильно поставленный звук.Так же дети с ОНР не способны самостоятельно овладеть звукобуквенным анализом и синтезом. Возникают затруднения при овладении чтением и письмом ,что приводит к серьёзным проблемам при обучении детей в школе.

То есть  возникает необходимость в специальной логопедической помощи направленной на формирование речевого слуха.

Разработана система упражнений и игр, включающая в себя несколько этапов

Вначале у детей формируют речевое внимание и умение различать неречевые звуки .Вот несколько игр:

– «Тишина».

Цель:     научить     детей     прислушиваться     к     окружающим     звукам целенаправленно, воспринимать и различать их.

Взрослый предлагает детям послушать звуки за окном: «Что шумит? Что гудит? Кто кричит?» и т. д.

– «Угадай что шумит».

Цель: научить детей различать неречевые звуки.

Взрослый знакомит детей со звуками, которые издают различные предметы: стук карандаша, шуршание бумаги и т.д. Затем предметы закрываются ширмой и производятся звуки, дети отгадывают.

– «Где звонит?»

Ход игры: дети садятся в кружок. Водящий в центре, закрывает глаза. Один ребенок звонит в колокольчик. Водящий указывает направление звука.

За тем детей знакомят со звучание детских музыкальных инструментов и учат различать их звучание, Потом дети учатся дифференцировать голоса своих товарищей по их силе, высоте ,тембру.

Только после того как дети научатся дифференцировать неречевые звуки переходят к работе со звуками речи .Начинают с гласных звуков  .

У детей формируют умения:

1) Выделять  заданный   звук из ряда других гласных звуков ,слогов, слов.

2) Также обучают умению подбирать слова на заданный гласный звук;

подбирать картинку (картинки) на заданный гласный звук.

3) Определять позицию звука в слове (начало ,середина ,конец слова).

4) Определять количество звуков в слове(сначала из 2-х за тем из 3-х ит.д. звуков)

5) Учат составлять слова из 2- х звуков( УХ,АХ и т.д.),затем из 3-х ,4-х и т .д. звуков.

Та же работа проводится и с согласными звуками.

Только после перечисленных видов работы у детей с ОНР будет сформирован речевой слух. А полноценное речевое восприятие является залогом успешного обучение  чтению и письму.

 

Ребёнок читает медленнее всех. Как ему помочь?

Вот несколько симптомов, которые будут указывать на то, что у ребёнка могут быть или есть трудности в чтении. Симптомы и признаки расположены в произвольном порядке, без учёта частоты встречаемости.

  1. Не любит играть со звуками и рифмовками.
  2. Не правильно произносит или путает звуки в произношении.
  3. Испытывает затруднения в звукобуквенном и слоговом анализе.
  4. Испытывает затруднения в запоминании букв, цифр, дней неделей, дат и т.д.
  5. Пропускает части слов при чтении и пытается угадать окончание слов. Может пропускать целые слова.
  6. Постоянно жалуется, что трудно читать и испытывает головную боль.
  7. Не любит читать вслух
  8. Не испытывает интереса к тому, что читают ему взрослые.
  9. Держит книгу слишком близко к глазам.
  10. Немного косит.
  11. Часто трёт глаза.
  12. При чтении прикрывает или закрывает один глаз.
  13. Поворачивает голову, блокируя тем самым работу одного глаза.
  14. Пишет буквы и слова задом наперёд.
  15. Пытается избежать чтения и домашних заданий.
  16. Плохо пишет и обладает плохим почерком.
  17. Испытывает трудности в запоминании, идентификации и воспроизведении основных геометрических фигур.
  18. Быстро устаёт.
  19. Делает домашнюю работу гораздо дольше.

Несколько факторов, которые могут снижать скорость чтения.

— Возможности артикуляционного аппарата (трудности произношения и трудности в артикуляционной моторики).

— Недоразвитие навыков звукового и слогового анализа. В этом случае необходима помощь логопеда.

— Нарушение зрительного  и пространственного восприятия (особенно у леворуких детей) — ребенок упорно путает определенные буквы, плохо запоминает буквы.

— Нарушения зрения — часто взрослые не догадываются об этом. Проконсультируйте ребёнка у окулиста, чтобы исключить этот фактор.

— Узкое поле зрение — у любителей читать происходит расширение поля зрения, таким образом, нет необходимости  останавливаться, чтобы перевести взгляд на другое слово или строчку. И наоборот люди, которые мало уделяют внимание чтению, не развивают возможность увидеть целую строчку, а  могут разглядеть всего несколько слов.

– Регрессии. Это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Когда смысл прочитанного  предложения остаётся не понятным, мы возвращаемся к фразе ещё раз. Но возвратные движения глаз не всегда попадают туда, где произошла заминка. При медленном чтении, регрессии довольно часты. И частые возвратные движения глаз влияют на скорость чтения.

-Дополнительные факторы, которые влияют на скорость — это словарный запас читающего. Чем ниже словарный запас, тем больше слов не понятно в тексте и для того чтобы уловить смысл надо разгадать как можно больше  значений слов.

-Скорость чтения может зависеть от интереса ребёнка к материалу. Не нагружайте его сложной, не подходящей по возрасту литературой.

-Незрелость нервной системы, повышенная утомляемость, не сформированное внимание. В этом случае надо понять, что читать быстрее в настоящее время он не может, скорость чтения увеличится  вместе с созреванием и укреплением нервной системы ребёнка.

-Нежелание ребёнка читать —  взрослым требуется задуматься, а всё ли мы правильно делаем.

Виды трудностей при обучении чтению и их возможные причины

Как помочь?

  • Человек запоминает не то что постоянно перед глазами, а то, что мелькает. Для освоения каких-то умений,  более эффективны будут не длительные упражнения, а короткие. И чем чаще они будут проводиться, тем лучше.
  • Гораздо лучшечитать несколько раз в день, но по 5-7 минут, и ещё и пред сном.
  • Чтениенужно контролировать и слушать, чтобы исправлять ошибки. Постарайтесь заинтересовать ребёнка в значении незнакомых ему слов.
  • Развитие чтениятормозится из-за слабой оперативной памяти. Прочитав три-четыре слова, ребёнок забывает первое и не может понять смысла предложения. Развивайте оперативную память ребёнка при помощи специальных упражнений.
  • Не избегайтезаданий на зрительную концентрацию, внимание и память(упр. «Найди отличие?», «Чего не стало?», «Что изменилось?). Чаще разгадывайте с ним ребусы кроссворды,  шарады.
  • Расширяйте периферийное зрение ребёнка, которое поможет увеличить количество видимого текста, а, следовательно, ускорить процесс чтения (таблицы Шульте).
  • Если проблема у ребёнка в трудностях артикуляции звуков, то обязательно проводите перед чтениемартикуляционную гимнастику, чтобы разогреть речевой аппарат.
  • Используйтеприём параллельного чтения. Читайте  то медленно, то быстро. Ребенок, читая вслед за вами, будет наращивать скорость чтения.
  • Не надо проверятьмедленно читающего ребёнка на скорость чтения.  У ребёнка может развиться невроз, а в дальнейшем и отказ от чтения. Может быть, для ученика без проблем это все и не имеет значения. Поэтому, если хотите провести проверку на скорость чтения, то сделать это как можно более не заметней для вашего ребенка.
  • Хвалите ребёнка за каждый успех, он должен чувствовать, что у него получается. Как можно меньше критикуйте.

 

Как научить грамотному письму

Нередко дети, даже хорошо знающие правила, в диктантах и сочинениях делают ошибки. Из них вырастают безграмотные взрослые, и это, к сожалению, не может исправить последующее образование. Попробуйте сами помочь своим детям, не уповая на школу.

Самое главное правило, как утверждают психологи, звучит так: “ошибка не должна фиксироваться в сознании”. Если ребенок спрашивает, как пишется слово, сразу говорите правильно. Недопустимы фразы типа: “здесь пишется не “а”, а “о”.

Постарайтесь регулярно проводить дома диктанты хотя бы из упражнений учебника. Если ребенок испытывает затруднения или уже выводит неправильную букву, стоя за его спиной, негромко подсказывайте: здесь “о” или здесь “е”. Не акцентируйте внимание на неправильном написании, фиксируйте только правильное.

Есть очень простой и действенный способ научить ребенка писать грамотно. И в первую очередь помочь ему в этом могут родители, если, конечно, у них есть время и желание.

Современные педагоги-новаторы разработали эффективный метод, помогающий бороться с безграмотностью абсолютно в любом возрасте. Естественно, что чем раньше начать занятия с ребенком, тем быстрее и легче вы добьетесь необходимого результата .За основу берется теория известного в XIX веке исследователя Дмитрия Ивановича Тихомирова, которому в 1888 г. Петербургский комитет грамотности присудил Большую золотую медаль. Ему принадлежат следующие строки: “Если вы хотите, чтобы ваш ребенок грамотно писал, заставляйте его читать, как написано, и не бойтесь, что он будет так же говорить, «потому что дети понимают – мы говорим не так, как пишем».

Некоторые современные педагоги, основываясь на теории Тихомирова, весьма успешно учат детей и взрослых грамотному письму. Практическое применение теории более чем простое. Ребенка нужно научить так называемому “орфографическому” чтению. Что это значит? Любой текст можно разбить на слоги. Каждый слог имеет свою вершину, т. е. гласный звук. Остальные звуки слога, т. е. согласные, произносятся на более низком звуковом уровне. Каждый слог можно назвать отдельной звуковой единицей слова. Практически все дети начинают читать по слогам, и только потом учатся произносить слово целиком. Когда же ребенок овладевает чтением, о слогах он уже не вспоминает. Но чтобы научить его грамотной речи, придется снова обратить его внимание на слоги.

Предложите ему прочитать вслух, громко и четко, какой-либо текст не так, как мы обычно говорим, а так, как пишем. При этом ребенок должен разбить слово на слоги и проговорить его, подчеркивая и выделяя их, но достаточно быстро. А если слово простое, его можно прочесть быстро, не разбивая на слоги.

В этом случае одновременно работает зрительная, слуховая и моторная (язык, гортань) память. Затем, когда ребенок сталкивается с этими словами на письме, он мысленно проговаривает их правильно, а следовательно, и правильно пишет.

Примечание: для чтения лучше использовать классику: И. Тургенева, Л. Толстого, И. Бунина и т.д.

Если увлечь ребенка, подобное чтение будет восприниматься им как очень интересная игра. Ведь детей интересует все новое и необычное. Чтение, которое условно можно назвать “чтением грамотности”, вполне вероятно, покажется ребенку забавным.

“Чтение грамотности” должно быть регулярным, а во время занятий обязательно присутствие кого-то из взрослых, чтобы следить за тем, как ребенок прочитал то или иное слово. Например, слово “который” он произнес так, как мы обычно говорим, т. е. “каторый”. Взрослому надо в мягкой форме поправить ребенка и попросить его еще раз прочитать слово.

С детьми в возрасте до десяти лет подобным образом можно заниматься весьма небольшое время, примерно от 5 до 10 мин. Далее моторика уже не работает, и чтение не приносит должного результата. С детьми старше десяти лет можно заниматься чуть больше – примерно 15 мин.

Регулярные занятия, при которых ребенок неоднократно произносит различные трудные для запоминания слова вслух именно так, как они пишутся, формируют у него чувство природной грамотности. Со временем он будет безошибочно писать любые слова, даже самые сложные. Потому что тренированное сознание автоматически улавливает все особенности их звучания.

Аналогично нужно читать и блоки из 15-20 слов, подобранные в орфографическом словаре: громко, четко и не один раз.

Уже через несколько месяцев регулярных занятий вы заметите улучшение в письме ребенка.

Чтением по слогам, с четким произношением каждой буквы необходимо заниматься каждый день. Проверочные диктанты, текстовые и словарные, можно проводить 1- 5 раз в неделю. Проверяя работу ребенка, не подчеркивайте ошибки красным карандашом. Этим вы только закрепляете в памяти неправильное написание. Лучше выпишите слова, в которых сделаны ошибки, и включите их в словарные блоки, читаемые ребенком, а потом снова проверьте в диктанте. Конечно, существуют отработанные, сложные методики развития грамотности. То, что сегодня советуем мы, нетрудно и требует только постоянной, ежедневной работы. Результативность же была проверена неоднократно.

В заключение хотим передать разговор со случайным попутчиком в поезде. Пожилой мужчина рассказал, что в школе его не аттестовали по русскому языку после восьмого класса. Правила знал, но писал с многочисленными ошибками. Учитель посоветовал ему каждый день летних каникул переписывать по десять страниц романа “Война и мир”. Осенью он успешно сдал экзамен, сделав в сочинении всего две ошибки. С тех пор проблем с грамотностью у него не было, а несколько общих тетрадей с исписанными пожелтевшими листками, памятью того жуткого лета, он теперь показывает внукам. Классика – великая вещь! Попробуйте.

 

Как быстро научить ребенка грамотно писать диктанты

 

Секрет №1: Развитие мелкой моторики рук. 

  • Тренировка рук и пальцев— это важно в процессе обучения грамотному и красивому письму. Особенно это касается первоклассников.
  • Хорошо развить мелкую моторику рук помогает лепка.
  • Пособиепо обучению лепки из пластилиновой или глиняной массы можно найти в любом книжном магазине.

Первый этап, помогающий выработать каллиграфический почерк, заключается в правильной организации детского рабочего места. Важно научить малыша правильно сидеть за столом. Обратите внимание на следующее:

  • Спинадолжна быть прямой, с упором на стул.
  • Локтидолжны лежать на поверхности стола, в особенности, локоть той руки, которая является рабочей во время письма.
  • Грудьдолжна быть чуть отодвинута от стола. От края стола до груди сидящего на стуле малыша должно быть расстояние в один кулак.
  • Головадолжна быть чуть наклонена.
  • Ногинужно поставить на пол, колени согнуть под прямым углом.
  • Тетрадьдолжна лежать под углом 45° между верхним углом и краем стола. При этом нижний угол тетрадки направляется к центру груди.

 Секрет №2: Регулярное написание диктантов

  • Сначала это может показаться ненужным занятием, но два текста в неделю, написанные под диктовку — это отличные результаты уже через 2-3 месяца.
  • Обязательно разбирайте ошибки, и делайте анализ вместе с ребенком. Благодаря этому он лучше запомнит строение словоформ, в которых допускаются неточности. Сложные слова во время диктанта повторяйте 2-3 раза. Допустимо даже подсказывать, если малыш затрудняется написать то или иное слово.
  • Во время разбора ошибок, повторяйте правила, которые помогут запомнить написание сложных словоформ. Важно указать ребенку на неточности. Можно предложить ему выписать слово с ошибкой, написав его правильно, и прописать это слово несколько строк. Благодаря этому приему малыш вдумается, где он допустил ошибку и запомнит правописание этого слова.

Большое значение имеет графический образ слов, который запоминается человеком навсегда. Поэтому важно в ребенке развить способность запоминать слово, и не допускать в нем ошибок.

 

Секрет №3: Систематическое чтение вслух

  • Самостоятельное чтение развивает память и внимание.Но читать нужно вслух, так как маленькие дети лучше воспринимают информацию, которую они проговаривают.
  • Подбирайте книги, которые интересны малышу. Но помните о том, что правильный литературный язык представлен только у некоторых писателей классиков: Толстого, Чехова, Бунина, Тургенева.
  • Сначала пусть ребенок читает, как пишет— по слогам, выговаривая каждую букву. Затем можно переходить к чтению, как говорим.
  • Чтение по ролям— это интересно, занимательно и поможет лучше запомнить отдельные слова.

Приучайте ребенка читать каждый день по 30 минут. Это поможет привить любовь к чтению и сделать разговорную речь и письмо более грамотными.

 

Секрет №4: Учение в виде игры

  • Для малышей можно сделать карточки со словами, в которых ребенок чаще всего допускает ошибки.
  • Развесьте их над столом или поиграйте в игру, в которой сначала нужно написать слово, а потом появится карточка с ним. Можно предложить вытягивать карточку и объяснить правописание того или иного слова.
  • Детям постарше лучше предложить побыть некоторое время учителем. Пусть ваше чадо представит себя в школе, но в роли преподавателя, который объясняет своим ученикам новую тему по правописанию. Ребенок должен также провести диктант, а мама или папа должны написать его и желательно правильно.

Благодаря такому приему, ребенок научится правильно писать, но для этого понадобится некоторое время. Не требуйте все и сразу. У ребенка не должно появиться отвращение к процессу обучения. Важно привить любовь к книгам и учебе, это поможет сделать только позитивный настрой учителей, родителей и самого ребенка.

Ребенок должен видеть заинтересованность родителей в его хороших результатах. Если малыш наблюдает, что маме и папе все равно, как он учится и что делает в школе, то скорее всего, такой ребенок не достигнет высоких результатов. Игра, которая будет описана ниже, поможет научить грамматике русского языка четвероклассника и пятиклассника.

Секрет №5: Взаимная проверка

  • Сядьте с ребенком за разные столыи продиктуйте друг другу небольшие тексты.
  • Родителям нужно специально допустить несколько ошибок.
  • Затем обменяйтесь с ребенком написанными диктантами, и проверьте их на наличие ошибок.
  • Если ребенок самостоятельно не видит неточности, тогда нужно ему подсказать, в скольких словах есть неправильно написанные буквы.

Такая игра помогает развить память и внимание. Ребенок лучше запомнит правописание слов, будет правильно ставить запятые и другие знаки препинания.

  Рекомендации родителям по коррекции нарушений письма

  • Если ребенку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов.
  • Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок.
  • Хвалите своего ребенка за каждый достигнутый успех, как можно меньше унижайте.
  • Пусть ребёнок как следует наиграется в детстве. Результаты исследований показывают, что из 100% детей с проблемами по русскому языку 95% не умеют играть в ролевые игры, не знают правила  даже наиболее известных детских забав, таких, как прятки и салочки.В играх нужно соблюдать правила, таким образом, малыш учится произвольно регулировать свои действия и поведение. А ведь именно произвольная регуляция лежит в основе грамотного письма.
  • Почаще гуляйте с ребёнком. Во время прогулок мозг насыщается кислородом, улучшается его работоспособность. Что тоже очень полезно для успешного обучения.
  • Отдайте ребёнка в спортивную секцию или на танцы. Спорт отлично учит  произвольной регуляции, развивает моторику, развивает внимание и скорость реакции.  А глубокое дыхание во время тренировок насыщает подкорку кислородом.
  • Занятие музыкой, в частности игра на фортепиано, развивает моторику рук и налаживает взаимодействие обоих полушарий мозга.
  • После школы почаще массируйте ребёнку шейную и затылочную область.

Упражнения, которые помогут в преодолении дисграфии.

Данные упражнения не ликвидируют проблему, но будут подспорьем со стороны родителей в преодолении дисграфии, помогут в работе над дефектом.

Упражнение “Корректурная правка”.

Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, “а”. Затем “о”, дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть “парными”, “похожими” в сознании ученика. Например, как показывает практика, наиболее часто сложности возникают с парами “п/т”, “п/р”, “м/л” (сходство написания); “г/д”, “у/ю”, “д/б” (в последнем случае ребенок забывает, вверх или вниз направлен хвостик от кружка) и пр. Необходимые для проработки пары можно установить при просмотре любого текста, написанного Вашим ребенком. Увидев исправление, спросите, какую букву он хотел здесь написать. Чаще же все понятно без объяснений.

Внимание! Лучше, если текст не будет прочитан (поэтому книжка нужна скучная). Все внимание необходимо сконцентрировать на нахождении заданного облика буквы, одной или двух, – и работать только с ними.

 

Упражнение “Пишем вслух”.

Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением слабых долей.То есть, “Ещ-Ё О-дин ч-рЕз-вы-ча-Й-нО важ-ны-Й прИ-Ём” (ведь на самом деле мы произносим что-то вроде “ИЩО АДИН ЧРИЗВЫЧАИНА ВАЖНЫй ПРЕЙОМ”). Пример проще: “НА стОле стОЯл куВшин С мОлОком” (на стале стаял куфшин с малаком).
Под “слабыми долями” здесь подразумеваются звуки, которым при произнесении в беглой речи, говорящий уделяет наименьшее внимание. Для гласных звуков это любое безударное положение, для согласных, например, позиция в конце слова, типа “зу*п”, или перед глухим согласным, типа “ло*шка”. Важно отчетливо проговаривать также конец слова, поскольку для дисграфика дописать слово до конца трудно, и часто по этой причине вырабатывается привычка “ставить палочки”, т.е. дописывать в конце слова неопределенное количество палочек-загогулин, которые при беглом просмотре можно принять за буквы. Но количество этих закорюк и их качество буквам конца слова не соответствуют. Важно определить, выработал ли ваш ребенок такую привычку. Однако независимо от того, есть она или нет, приучаемся к последовательности и постепенности проговаривания, проговариваем каждое записываемое слово!

Дисграфия

 Дисграфия (дис – расстройство, графо – писать) – частичное нарушение письма.

Это специфические и повторяющиеся ошибки на письме, не связанные с незнанием грамматических правил. Эти ошибки кажутся глупыми, так как допускаются там, где, казалось бы, написание слов не должно вызывать затруднений, например, вместо «бант – бонт», «белка – делка». Замены, пропуски, перестановка, недописывание букв, вставка лишних букв, слияние нескольких слов в одно и разделение одного слова на части – вот наиболее распространенные признаки дисграфии. Дети с дисграфией путают похожие по начертанию  буквы (прописные «д» и «б», «п» и »т»); могут не обратить внимание на лишнюю палочку в букве «Ш» или «крючок» в букве «Щ».

Не следует ставить ребенку диагнозы в самом начале овладении письмом, когда могут иметь место закономерные трудности. Чаще всего Дисграфия может проявиться во втором полугодии 1 класса, когда подобные ошибки носят уже стойкий характер

В зависимости от проявлений выделяют следующие виды дисграфий:

  • артикуляторно-акустическая дисграфия
  • дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания (акустическая дисграфия)
  • дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза
  • аграмматическая дисграфия
  • оптическая дисграфия

Чем может быть вызвано появление дисграфии?

  • прежде всего, неврологическими нарушениями (ПЭП, родовая травма, др ) поскольку речь – результат деятельности коры головного мозга.
  • длительными соматическими заболеваниями
  • неблагоприятными внешними факторами (неправильная речь окружающих, двуязычие, педагогическая запущенность)

Часто дисграфия является одним из проявлений сочетанного нервно-психического и речевого расстройства, поэтому важно своевременно выявить и устранить причину возникновения нарушения письма.

Причиной появления подобных ошибок может быть нарушение (отсутствие) необходимых предпосылок письма, а именно:

  • правильное произношение всех звуков речи и различения их на слух, умение выделять звук на фоне слова и определять место звука в слове;
  • сформированность грамматических систем (согласование слов, употребление предлогов);
  • сформированность пространственных и временных представлений (различие предметов по форме, величине, расположению в пространстве, понимание последовательности).

Нарушение звукопроизношения необходимо устранить в раннем возрасте, Письменная речь – более сложный процесс, чем устная. Неисправленные дефекты устной речи впоследствии проявляется в письме, что снижает успеваемость в школе.

Нарушение речевого слуха – серьезное препятствие в борьбе с дисграфией. Однако решить проблему необходимо (и возможно!), потому что искажение одного-двух звуков меняет смысл слова.

Коррекция дисграфии предполагает развитие речевого слуха, всех фонематических процессов, тренировку слухового внимания и слухо-речевой памяти, звуко-буквенный анализ слов. Логопед учит различать твердое произношение от мягкого, глухое – от звонкого. Сложность для для ребенка в том, что он должен правильно услышать звук и представить его в виде знака – буквы – в быстром потоке воспринимаемой им речи.

Как предупредить дисграфию?

  • наблюдайте за ребёнком начиная с 2-х лет:
  • не возникает ли у него проблем с различием речевых звуков на слух?
  • как ребенок ориентируется в пространстве и времени (понимает последовательность времен года, дней недели, «вчера-сегодня», «раньше-сейчас»), нет ли у ребенка «левшества»
  • достаточен ли словарный запас
  • правильно ли строит фразу

В случае выявления хотя бы одного «слабого звена», необходимо сделать всё возможное для его выравнивания.

Для преодоления дисграфии требуется тесное сотрудничество врача (невролога, психоневролога), логопеда, психолога и родителей.

               Трудности чтения. Дислексия.

Дислекси́я (дис – расстройство и лекс – «слова» ) — нарушение чтения, связанное с нарушением или недоразвитием некоторых участков коры головного мозга.

Проявляется в замедленности, фонетическом искажении или непонимания смысла содержания при чтении. Встречается реже у девочек (до 10 %) и чаще у мальчиков.

«Вычислить» дисексию можно по следующим признакам: при чтении ребёнок пропускает буквы, добавляет ненужные, искажает звучание слов, меняет буквы местами, иногда пропускает начальные слоги слов; скорость чтения невысокая, страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать их в собственной речи, при чтении и письме. Нарушается при этом возможность различения близких звуков: “Б–П”, “К–Г”, “С–З”, “Ж–Ш”. В силу этих осложнений ребёнку в тягость выполнение заданий по русскому языку: пересказ, чтение, изложение – все эти виды работ им не даются.

Каковы же причины дислексии?

  • Наследственная предрасположенность – трудности обучения и психические заболевания у кого-либо из родственников;
  • воздействие на «больного» неблагоприятных факторов в период его зачатия, развития плода и младенчестве;
  • непрофессиональное обучение.

Важно понять механизм дислексии. Здесь ведущую роль играет речевой слух, благодаря которому мы понимаем речь, улавливаем тончайшие оттенки сказанного, различаем звуки. Если у ребёнка нарушен речевой слух, он не различает схожие созвучия, обращенная речь воспринимает искаженно; а если он нечетко слышит звучащую речь, то, понятно, научиться читать и писать для него очень проблематично. Обучить ребенка с дефектным речевым слухом – задача непростая, но выполнить её нужно, ведь искажение даже одного-двух звуков меняет смысл целого слова. Помимо речевого слуха немаловажно и особое зрение на буквы, позволяющее запоминать и воспроизводить их очертания.

Итак, речевой слух, особое зрение на буквы, а также интеллектуальное развитие – условия успешного овладения ребёнком чтения (и письма). В большинстве случаев неуспеваемость ребёнка объясняется именно нарушениями, о которых идёт речь, и распознать их способен лишь специалист.

В логопедии существует несколько классификаций форм дислексии, наиболее распространены следующие:

  • фонетическая (сложности со звуко-буквенным анализом)
  • семантическая (проблема с пониманием прочитанных слов и предложений)
  • аграмматическая (недоразвитие грамматического строя речи)
  • мнестическая (трудность усвоения букв в общем)
  • оптическая (сложность усвоения графически сходных букв)

В зависимости от формы дислексии, строится логопедическая работа.

Какой бы сложной проблемой не казалась дислексия, решить её возможно. Прежде всего необходимо обследование неврологическое, обследование зрения и лорорганов.

Речевой слух и буквенное зрение, подобно всем функциям тела, поддаются тренировке. Помощь родителей, безусловно, играет огромную роль, однако, без помощи квалифицированного специалиста – логопеда – не обойтись.

Чтобы ребенок усвоил какому звуку соответствует какая буква используем различные речевые игры и разнообразный наглядный материал (разрезная и магнитная азбука, лепка, выкладывание буквы из палочек).

Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звуко-буквенного состава слов.

Нарушение чтения чаще проявляется в конце 1 класса . Иногда дислексия со временем компенсируется, но в ряде случаев остается и у старшеклассников.

Известно, что многие, «знаменитости» страдали дислексией, а Вы не испытываете трудности при чтении?

Проверь себя

Тест для взрослых

Если вы отвечаете «ДА» более чем на пять вопросов, тогда можно предположить у вас наличие той или иной формы дислексии. Характер нарушения может быть определен только врачом с помощью более подробного тестирования.

  1. Когда вы проверяете написанное вами, часто ли вы замечаете собственные ошибки?
  2. Набирая телефонный номер, часто ли вы путаете числа?
  3. Испытываете ли вы проблемы с правописанием?
  4. Путаете ли вы даты, время, пропускаете ли важные встречи?
  5. Сложно ли вам заполнять анкеты?
  6. Затрудняетесь ли вы точно передать сообщения, оставленные по телефону другими людьми?
  7. Путаете ли вы автобусы с такими номерами, как, например, 95 и 59?
  8. Трудно ли вам определить, какие месяцы в году идут быстрее, а какие – медленнее?
  9. Испытывали ли вы трудности с изучением таблицы умножения в школе?
  10. Вы дольше, чем другие, читаете страницу в книге?
  11. Вы испытываете трудности с определением, где право, а где лево?
  12. Когда вы говорите длинное слово, трудно ли вам произнести все звуки в правильном порядке?

 

 

 

 

Письмо Министерства образования РФ “Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного уреждения”

Сотрудничество учителя-логопеда с учителями начальных классов

Рекомендации учителя-логопеда родителям детей с речевыми нарушениями

Еще мои статьи:

Практико – ориентированный семинар

Моё эссе как учителя-логопеда

«…Развитие речи перестраивает мышление,
переводит его в новые формы.»
Л.С. Выготский

С самого раннего детства жизнь человека связана с языком. Ребенку нет еще года, а он прислушивается к звукам речи, и начинает понимать и осваивать родной язык.

В дошкольный период происходит становление речи и ее формирование (хотя, конечно, совершенствоваться она будет и в дальнейшем), ребенок учиться отчетливо и грамматически правильно произносить слова и фразы, накапливает словарный запас. К.А. Аксаков писал: «Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира». Воссоздание это идет всю жизнь, но особенно интенсивно в дошкольном и младшем школьном возрасте. И очень важно помочь ребенку как можно успешнее овладеть прекрасным даром.

Своевременное и правильное речевое развитие — необходимое условие формирования личности ребенка. Благодаря речи ребенок познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах и явлениях, овладевает нормами общественного поведения.
Сравнивая статистические данных разных лет, к сожалению, отчетливо просматривается рост речевых патологий. Проблема нарушения речи у детей остаётся одной из самых актуальных проблем в современной педагогике.

DSC_0428

Устная речь детей данной категории содержит негрубые нарушения, как произношения, так и грамматического строя речи. Письменная речь характеризуется типичными ошибками, вызванных несформированностью фонематического слуха, недоразвитием навыков звукового анализа, недостатками развития лексико-грамматической стороны.

Все это значительно увеличивает рост учащихся с различными трудностями обучения. Затруднения в учебе часто являются причиной школьной дезадаптации, снижения учебной мотивации, возникновения в связи с этим отклонения в поведении.
В ходе работы логопед сталкивается с тем, что дети испытывают трудности при выполнении даже несложных речевых упражнений, плохо усваивают учебную лексику; познавательные интересы, самоконтроль у них на низком уровне

Логопеду необходимо найти «место» каждому ребенку вне зависимости от его индивидуальных психофизических особенностей и склонностей. Он должен быстро и гибко реагировать на стремительно меняющуюся ситуацию, уметь спланировать учебный материал для каждого ученика, проанализировать результаты, продумать перспективные задачи развития ученика.

Одним из эффективных условий коррекционной работы является создание условий, вызывающих положительные эмоции, безразличие полностью исключается, необходима личная включённость ребёнка в работу. Переживание маленьких успехов в учёбе, удовольствие от хорошо проделанной работы, достаточно быстрое достижение изменений в учении личностно включает ребёнка в занятия, что является основным условием успеха. Занятие может начаться с нового вопроса, связь которого с прежним опытом дети осознают самостоятельно или с постепенным нарастанием меры помощи со стороны логопеда.

Также занятие может развертываться в виде постоянного углубления. Главное – естественный процесс развёртывания познания – с его ошибками, эмоциями удовольствия, радости, огорчения, преодоления инертности и лени.


Рекомендации учителя-логопеда родителям детей с речевыми нарушениями

Общие рекомендации:

Покажите ребенка детскому психиатру, невропатологу, учителю-логопеду.

Систематически и аккуратно выполняйте с ним домашнее задание.

Занимайтесь ежедневно или через день в доброжелательной, игровой форме.

Соблюдайте точность и поэтапность выполнения заданий.

Постепенно усложняйте требования к речи ребенка.

Вводите поставленные звуки и закрепленные звуки в обиходную речь, вырабатывая у ребенка навык самоконтроля.

Учите наблюдать, слушать, рассуждать, четко и ясно выражать свои мысли.

Воспитывайте усидчивость, самостоятельность.

Помните, сроки преодоления речевых нарушений зависят от степени сложности дефекта, от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, регулярности занятий, заинтересованности и участия родителей в коррекционной работе.

Не фиксируйте внимание ребенка на том, что у него не получается, лучше подбодрите его.

Запаситесь терпением, не ждите быстрых результатов и обязательно доведите курс коррекции произношения у ребенка до конца. Знайте, что плохую речь нельзя исправить за одно и даже за несколько занятий. Для этого потребуется время и совместные усилия логопеда, ребенка и родителей.

DSC_0436

Помните, что по мере взросления привычка говорить неправильно у ребенка закрепляется и хуже поддается коррекции.

Исправление звуков проводится поэтапно:

1-й этап – подготовительный (специальные упражнения для губ, языка, голоса, дыхания и др.);

2-й этап – постановка (вызывание звуков по подражанию или при помощи специальных приемов);

3-й этап – автоматизация (закрепление звука в слогах, словах, предложениях);

4-й этап – дифференциация (в случаях замены одного звука другим).

Подготовительный этап и этап закрепления нового звука у многих детей протекает медленно и требует длительной тренировки.

Чтобы добиться правильного положения губ, языка, быстрого, свободного, четкого произношения звука в речи, нужно много упражняться. Потренируйтесь, пожалуйста, дома!

Если звук еще не произносится, выполняйте артикуляционную гимнастику.

Если звук поставлен, закрепляйте его: называйте картинки, определите место звука в слове (начало, середина, конец слова), составьте с данными словами предложения, выучите с ребенком речевой материал, записанный в тетради, обязательно следите за поставленными звуками в повседневной речи.

Не забывайте выполнять все рекомендации учителя-логопеда 

Желаю успехов в обучении вашего ребенка правильной речи!


Упражнения по развитию мелкой моторики

Для того чтобы хорошо соображать, быстро писать, необходимо подготовить руку к письму. Многие домашние дела являются отличными упражнениями по развития мелкой моторики. Попробуйте!

motor1

Тренировка ручной ловкости способствует развитию таких необходимых умений и качеств как подготовка руки к письму, развитие пространственного мышления, понятия относительности (больше – меньше, короче – длиннее и т.д.), художественного восприятия, глазомера, обучение коммуникативным навыкам, внимательности, усидчивости и многое  другое.

Главное в занятиях такого рода – точно подобрать уровень сложности заданий под конкретный возраст. Слишком простые, как и слишком трудные задания не вызывают у детей интереса. По мере усвоения программного материала игру можно усложнять, увеличив количество предметов или ускорив темп.

Многие домашние дела являются отличными упражнениями по развития мелкой моторики, например:

• перемотка ниток;
• завязывание и развязывание узелков;
• уход за срезанными и живыми цветами;
• чистка металла;
• переливание воды, мытье посуды, стирка на руках;
• собирание разрезных картинок;
• перемешивание руками теста.

– застёгивание и расстегивание пуговиц (специальный набор для занятий можно купить в магазине);
– всевозможные шнуровки;
– нанизывание колец на тесьму;
– перебирание круп, зёрен (к примеру, фасоль отделить от гороха).

Очень многие традиционные игры являются прекрасным тренажером для развития пальчиков конструкторы, поделки из пластилина, глины, рисование, вырезание, шитье, игры с бисером и другие.

Вот несколько веселых игр, которые работают на развитие мелкой моторики и очень радуют детей и взрослых.

Игры с мелкими предметами 

“Кто запомнит?” 

Оборудование: коробочка с цветными палочками разной величины, образцы, нарисованные на таблицах.
Содержание: взрослый показывает ребенку образец 5-10 сек. Ребенок должен внимательно его рассмотреть и запомнить, в каком порядке размещены палочки. Взрослый убирает таблицу, и ребенок самостоятельно выкладывает из палочек рисунок, который он только что видел.

Игры с бумагой. 

Работа с бумагой очень значима для ребенка. Нужно учить его складывать и разворачивать, скатывать, скручивать, перелистывать, мять. Можно обводить наперегонки квадратики или кружочки, или нарисовать самый запутанный лабиринт. Сейчас в продаже есть много разных трафаретов всевозможных геометрических фигур, животных. Контуры рисунка можно выложить бисером или пуговичками.
Еще одна игра для самых маленьких: нарвите вместе с малышом в ящик бумагу и спрячьте маленькую игрушку. Ее нужно будет найти на ощупь.

Игры с пальчиками. 

Выполняя эти упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики, готовит руку к письму и рисованию. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

«Гребешок» 

Пальцы сцепить в замок. Концы пальцев правой руки нажимают на верхнюю часть тыльной стороны ладони левой руки, прогибая ее так, что пальцы левой руки встают, как петушиный гребень. Затем на тыльную сторону правой руки нажимают пальцы левой — и в петушиный гребешок превращаются пальцы правой руки.

«Кошка выпускает коготки» 

Поджать подушечки пальцев к верхней части ладони. Затем быстро выпрямить и растопырить пальцы.

«Быстрое вращение» 

Сцепить пальцы рук в замок (не сцеплены только большие пальцы). Большими пальцами делать вращательные движения друг вокруг друга, все быстрее и быстрее.

«Колечки» 

Кончик мизинца положить на кончик большого пальца – это маленькое колечко. Затем новое колечко: соприкасаются кончики безымянного и большого пальцев; среднего и большого и, наконец, указательного и большого — это большое колечко.
Всё повторить на другой руке.

«Солнце, заборчик, камешки» 

Руки поднять вверх, пальцы обеих рук выпрямлены и широко разведены – это «солнышко».

Затем плотно прижать пальцы друг к другу и выпрямить – это «заборчик». Обе руки сжать в кулаки — это «камешки».

По вашей команде: «Солнышко», «Заборчик», «Камешки» – ребенок показывает пальчиками: «солнышко» с растопыренными пальчиками, «заборчик» с прямыми пальчиками или «камешки» – кулачки. Сначала это упражнение выполняется в медленном темпе, затем все быстрее и быстрее. Чтобы выполнить это задание, ребенок должен быть чрезвычайно внимательным.

По мере освоения ребенком упражнения вносите более сложные элементы: изменяйте последовательность, скорость произнесения слов-команд.

Листик в клеточку

Полезно ребёнку учиться пользоваться листочком в клеточку, ведь в 1-ом классе на уроках математике ему придётся работать в тетради. Там надо будет не только выводить красивые буквы, писать узоры, но уметь работать по образцу, который нарисует учитель.

Задание№ 1. «Нарисуй по образцу»

motor2

Очень полезно для детей рисование по точкам— дети учатся правильно держать в руках карандаш и правильно направлять его, соединяя точки.

Задание № 2. «Рисование по точкам» 

Упражнение включает 6 задач, каждая из которых помещается на отдельном листе специальной книжечки, выдаваемой испытуемому.

Образцами в задачах № 1 и 5 служат неправильные треугольники, в задаче № 2 – неправильная трапеция, в задаче № 3 – ромб, в задаче № 4 – квадрат и в задаче № 6 – четырехлучевая звезда:

motor3

Задание № 3. «Лабиринты» 

Развиваем моторные навыки, внимание и пространственные представления.

motor4


Логопедическое занятие для учащихся 2-го класса          

Тема: « Дифференциация слов- предметов, признаков, действий».

Цель: Закрепить умение детей различать слова, обозначающие название, действие и признак предмета, правильно ставить  вопросы к этим словам. Развитие фонематического восприятия и слуха, общей и мелкой моторики, зрительного внимания и памяти, логического мышления.  Активизация словаря. Закрепление навыка звуко-слогового анализа и синтеза слов.

Лексическая тема: «Весна».

Оборудование: демонстрационный материал; раздаточный материал; цветные карандаши.

Планы занятия:

1– Организационный момент.

2-Интеллектуальная разминка, уточнение пространственно-временных представлений.

3-Введение в тему занятия.

4-Оснавная часть.

– Работа со словами, обозначающими названия предметов.

– Работа по сюжетной картинке.

– Игра «Будь внимательным».

– Работа со словами обозначающими действие предмета.

– Загадка.

– Составление предложений.

– Физминутка.

– Работа со словами обозначающими признак предмета.

– Стихотворение о весне.

– Игра «Противоположные слова».

– Игра «Подбери по смыслу».

5-Подведение итогов.

DSC05132

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Ребята, недавно я повстречала Бабу Ягу. Она так изменилась, стала добрая и даже решила издавать газету для лесных обитателей. Только как подбирать слова и составлять предложения она не знает. Вот и решила она обратиться к нам за помощью.

– Поможем Бабе Яге?

«Хитрые вопросы» Чтобы ответить на них нужно подумать.

-начало дня? (Утро).

-из чего видно, что делается на улице? (Окно).

-чего больше – весенних или зимних месяцев? (Их кол.-во одинаково).

-чего больше весенних месяцев или весенних дней? (Дней).

-где можно увидеть себя? (Зеркало, вода, фото).

-у птицы это крыло, а у человека? (Руки).

-у конфеты фантик, а у человека? (Одежда).

-у машины мотор, а у человека? (Сердце).

2-Сообщение темы урока. Сегодня на занятии мы будем различать слова, которые обозначают названия предметов, их действия и признаки.

3-Основная часть.

  • Прослушайте слова, скажите, что они обозначают?

Мяч, стол, крот, машина,кукла,собака,мел,шапка.

(все эти слова обозначают названия предметов).

-какой вопрос мы ставим, когда хотим узнать название предмета? (Кто? Что?).

-о каких предметах мы спрашиваем кто это? (о живых).

-о каких предметах мы спрашиваем Что это? (о неживых).

2- Возьмите карточки с вопросами Кто? Что?, прослушайте разные слова, услышав среди них название предмета, поднимите нужную карточку с вопросами Кто? или Что?

Мак, тетрадь, спит, книга, соленый, поет, конфета, птица, кислый, лиса, рисует, дети.

3-Поиграем в игру «Будь внимательным». Я называю слово предмет, вы определяете в этом слове последний звук и придумываете на этот звук своё слово предмет.

Рак, калина, арбуз, зонт, тигр, рыба, альбом………

4-Задание на карточках, работа в тетрадях.

5-Отгадайте загадку: Рано встает, громко поёт, солнце встречает, нас поднимает.

(Петух).

-Что делает петух (встает, поёт, встречает, поднимает).

Что обозначают эти слова? (действие предмета).

– какой вопрос мы задаем, когда хотим узнать о действии предмета? (Что делает?).

Приведите примеры.

     6-  Задание. Возьмите карточки с вопросами, Прослушайте слова и покажите

карточку с правильным вопросом.

Слова: бежит, бегут, рисуют, рисует, поёт, поют, дует, дуют, молчит, молчат.

7-Задание в тетрадях. Продолжи сам.

Льёт – …                      Пьёт – …                     Читают – …

Моют – …                    Играют – …

Роют -…                      Спит – …

   8-   Назовите действия, которые могут совершить следующие предметы (логопед

показывает картинки).

(Кто?) жук (Что делает?) летит, ползет, жужжит.

(Что?) цветок (Что делает?) растет, цветет, пахнет.

(Кто?) повар (Что делает?) варит, печет, готовит.

(Кто?) учитель (Что делает?) учит, хвалит, объясняет.

(Кто?) дети (Что делают?) играют, смеются, бегают.

(Что?) машина (Что делает?) едет, сигналит, возит.

DSC05135

Физминутка «Рыбки». Упражнения для глаз.

Загадка. Тает снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это бывает? (Весной).

    9-  Работа с иллюстрациями и ученики отвечают на вопросы.

Весной солнце (Что делает?)  греет, припекает, ласкает.

Весной сосульки под солнцем – (тают, капают).

Весной сугробы от солнечного тепла – (оседают, тают).

Весной на деревьях почки – (набухают, лопаются).

Весной ручьи – (бегут, журчат, звенят).

Весной птицы гнёзда – (вьют, строят, делают).

Весной лед на реке – (тает, ломается, плывет).

Весной первые цветы – (появляются, расцветают).

Весной травка – (пробивается, растет, зеленеет).

vesna2

10-Работа со словами обозначающими признак предмета.

Прослушать стихотворение Алексея Толстого о весне.

– Какие слова употребляет автор для описания предметов и явлений  природы?

11-Игра «Противоположные слова».

Я буду называть вам слово-признак, а вы будете  придумывать противоположное

ему слово.

       Например: тихая – громкая.

Печальная, горячий, белое, грязный, трусливый, мягкий, слабое, широкий, старый,

скучная.

Задание «Подбери по смыслу». К словам действиям подобрать слова признаки и

предмет и подчеркнуть условными линиями.

Сияет          яркая             звезда

Танцуют     веселые         дети

Прыгают    маленькие     дети

Помогает   добрая           внучка

Клюет        желтый          цыпленок

Плачет       маленькая     девочка

Выполнить звуко-слоговой анализ  слова «весна».

vesna1

 

      12- Итог занятия: С какими словами мы сегодня работали? Что понравилось?  Что

было трудным? О каком времени года мы сегодня говорили? Оценка работы

каждого обучающегося.

Учитель-логопед Ярмошевич Л.В.

Результаты независимой оценки качества образования
Наш старый сайт находится по адресу:
http://nizhnegorsk-sg3.krimedu.ru
Государственная итоговая аттестация

ГКУ «Центр оценки и мониторинга качества образования»
http://ege-crimea.ru, телефон «горячей» линии (3652)600-971 – сайт информационной поддержки по вопросам организации и проведения ГИА в Республике Крым.
Их группа в социальной сети ВКонтакте vk.com/egecrimearu

Антинаркотическая служба

Региональное управление ФСКН (Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков) по Республике Крым.

Телефон доверия: (3652) 51-82-88.
Дежурный (круглосуточно): тел. (3652) 51-82-88, моб. +7-978-901-53-45.
Единый антинаркотический телефон: 8-800-345-67-89.
Официальный сайт: http://82.fskn.ru
e-mail: info@82.fskn.gov.ru

ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях
https://bus.gov.ru/pub/info-card/389325 - оставьте свое мнение о нас